Коклюшка что это

Коклюшка что это

коклюшка в словаре кроссвордиста

коклюшка
  • Палочка для плетения кружев
  • Точеная палочка для кружев
  • Деревянная вязальная спица
  • Тонкая палочка кружевницы
  • Палочка, используемая для плетения кружев
  • Палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

коклюшки, ж. (спец.). Палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом, употр. при плетении кружев.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-и, род. мн., -тек, ж. Точеная палочка с утолщением и шариком на конце для плетения кружев. Плести узор ш коклюшках.

прил. коклюшечный, -ая,-ое. КОКНУТЬ см. кокать.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ж. Палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев.

Википедия

Верхняя утолщённая часть коклюшки называется головкой коклюшки, затем идёт шейка-катушка, далее ручка.

Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом».

Примеры употребления слова коклюшка в литературе.

Они умели вышивать на пяльцах, шить на машинке, плести на коклюшках кружева, стирать и гладить, делать искусственные цветы, варить фигурную карамель и сочинять приглашение на помолвку.

За коклюшки свои кружевница Под окном не садится с утра, И лудильщик, цыганская птица, Не чадит кислотой у костра, Златобит молоток свой забросил, Златошвейная кончилась нить.

Жена дона Бартоломе, яростная сторонница матриархата, занималась плетением кружев на коклюшках, — их она удачно продавала пассажирам судов, прибывающих из Европы, но с того дня, как у них поселился генерал, она стала отдавать заботам о нем все свое время.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: koklyushka
Задом наперед читается как: акшюлкок
Коклюшка состоит из 8 букв

Еще два года назад фабрику елецкого кружева отапливали углем. А главным достижением нового директора работницы считают проведение газа. Как и чем живет одно из старейших кружевных производств России — в репортаже Анастасии Картавцевой

Мелодично постукивают коклюшки и постепенно проявляется узор необыкновенной красоты: птицы райские поют на ветвях деревьев, девушки в нарядных сарафанах водят хороводы, олени гуляют около елей. Всё это — традиционные сюжеты знаменитого на весь мир елецкого кружева. Большинству из них уже более двухсот лет, однако, и по сей день «классические» узоры пользуются популярностью у покупателей.

Впрочем, сохраняя традиции, на месте производство не стоит. С приходом нового директора, на фабрике происходят все новые и новые изменения. Так, в 2015 году Мария Карлова смогла добиться разрешения на проведение газа: здание имеет историческую ценность, поэтому производить ремонтные работы без согласования с органами, отвечающими за сохранность культурных памятников, нельзя. Прежние руководители за это непростое дело не брались. Вот и отапливалась фабрика так, как задумал когда-то архитектор в далеком XIX веке: углем.

В том же 2015 году при фабрике открылся «Музей елецкого кружева», в экспозиции которого старинные кружева соседствуют с современными изделиями фабрики.

Любопытные экспонаты музея — предки современных каталогов: альбомы с образцами старинного кружева второй половины XIX века. Представители фабрики возили эти «каталоги» в другие города, чтобы местные модницы могли нарядиться в вещи, сделанные руками елецких кружевниц.

Из «новичков» экспозиции обращает на себя уникальная выпускная коллекция 2013 года. Причудливые сочетания кружев, ткани, пайеток, стразов и металлизированных нитей, — гламур пятилетней давности во всем его великолепии!

Не забывают на фабрике и тех, кто стоял у истоков ремесла. Одной из самых известных елецких кружевниц была Дарья Матюхина. Уже в 1894 году, когда ей было 20 лет, ее работы восхищали специалистов. Для кружевницы не существовало сложных узоров: говорят, она могла плести кружево с помощью 600 пар коклюшек. Ее работы заняли особое место среди экспонатов музея. Для их создания знаменитая кружевница использовала многопарную технику плетения кружева. Сейчас в производстве чаще всего используется сцепная техника плетения.

Читайте также:  Хронический адгезивный средний отит

Главный художник по кружеву фабрики Светлана Фадеева отмечает, что сейчас многопарная техника — достаточно редкое явление. К сожалению, не многие кружевницы ею владеют. Однако мастерицы стараются добавлять элементы многопарной техники и в современные изделия. «Нельзя, чтобы эта традиция забывалась», — уверена кружевница.

Традиции vs современность

Различия между сцепной и многопарной техникой кружевоплетения

Многопарная техника Сцепная техника
Количество коклюшек От 5 до 600 пар От 2 до 26 пар
Когда применяется? Подходит для плетения мерного кружева Для плетения штучных и законченных изделий
Узоры Ритмически повторяются или чередуются Состоит из полотнянки, которая извивами образует основные контуры рисунка, и разнообразных прозрачных решёток

Фабричные будни

Сейчас на фабрике работают около восьмидесяти мастериц. Правда, не все они занимаются кружевоплетением. Одни кроят и шьют одежду, другие вышивают на машинках и вручную, третьи разрабатывают узоры. На производстве есть лаборатория, где трудятся выпускники факультета дизайна Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Молодые специалисты привносят в создание кружева что-то новое и оригинальное.

Сырье, с которым работают елецкие кружевницы в основном натуральное: хлопок лен и шелк. Но иногда (на заказ) используют металлизированную нить под золото или серебро. В таких случаях кружево может украшаться бусинами, стразами, пайетками. Сюжеты — как традиционные, так и фантазийные. Впрочем, даже в авторских работах художники предпочитают отталкиваться от старинных образцов.

Идеи рисунков возникают благодаря богатому опыту кружевниц прошлого. Когда дизайнер соприкасается с произведениями, которые хранятся в музеях и имеют огромную художественную ценность. Видя всю эту красоту, хочется творить что-то такое же прекрасное, украшать женщин, чтобы они чувствовали себя королевами, как в былые времена. Ведь когда женщина надевает такие вещи, она и ведет себя совершенно по-другому, она перестраивается внутренне и чувствует себя лучше. Она даже идет, не как обычная женщина, а как модель по подиуму

Что делают из кружева?

Если верить работницам фабрики, самым большим спросом сейчас пользуются воротнички, манжеты и пелерины небольших размеров: подобные аксессуары стали часто появляться на модных показах известнейших дизайнеров. Кроме того, заказывают много перчаток, шляпок, зонтиков, шарфов и палантинов. Шарфы и палантины — вещи не только красивые, но и универсальные: ими можно покрыть на голову и пойти в церковь, а можно — накинуть на плечи и выйти в свет.

Среди предметов домашнего обихода особенно востребованы скатерти, салфетки, дорожки.

Для конкурсов на предприятии часто готовят различные тематические панно: во времена Советского Союза на них изображались, например, серпы и молоты, сейчас чаще всего из кружева плетут символы различных фестивалей. А иногда создают на заказ героев сказок.

Самыми большими изделиями, которые приходилось выполнять елецким кружевницам, были скатерти, длинной до 4-5 метров. Такую работу один человек чисто физически не может выполнить, поэтому скатерть плетут сразу несколько кружевниц, а затем соединяют работы в одну, да так, что ни один человек не обнаружит место соединения.

Ручное кружево, к сожалению, не всем по карману. Для покупателей со скромным достатком на фабрике создаются коллекции одежды с элементами из кружева машинного.

На первый взгляд может показаться, что создание кружева — это тяжелый и монотонный труд. Однако все зависит от склада характера кружевницы: если она обладает усидчивостью и аккуратностью, то плетение кружева для нее в радость. Но самое главное — каждый день работницы фабрики видят, как под мелодичный звон коклюшек рождаются произведения искусства.

Анастасия Картавцева, Полина Николаева.


Официальное издание администрации г. Иваново

О чем «поют» коклюшки?

Русская изба. Топится печка, отбрасывая красные блики. Слышно приятное постукивание. За столом сидят мастерицы и быстро перебирают пальцами — тонкие палочки с нитками проворно перескакивают с места на место, подныривая друг под друга, следуя особому маршруту, который знают только рукодельницы. Это коклюшки, ударяясь друг о дружку, издают успокаивающие звуки.

Читайте также:  Почему постоянно болит ухо

Изысканное и утонченное

Так или почти так во второй половине 19 века работали русские мастерицы, когда кружевной промысел уже широко распространился по деревням. Однако пришло кружевоплетение из Европы в Россию еще в 17 веке и распространилось из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Там они создавали дорогое изысканное ажурное кружево для отделки одежды высшей знати.

До 18 века кружево плели из золотых и серебряных нитей, а затем появилось шелковое и льняное. Причем со временем мастерицы стали не просто повторять европей-ские схемы, но и вносить особый колорит в свои работы, использовать новые приемы, придумывать свои узоры, свойственные отдельным местностям, таким как Вологда, Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань, Михайлов, Балахна, Орел, Елец и др. (кружевоплетение развивалось в 17 губерниях России).

В 19 веке кружевной промысел стал настолько популярен, что в 1883 году по инициативе С.А. Давыдовой даже была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, где обучались наиболее способные мастерицы из разных губерний. В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове, Ельце Липецкой области и Михайлове Рязанской области.

«Перевить, сплести. «

Сегодня интерес к плетению на коклюшках снова вернулся, как ко всему, что делается руками, кропотливо и с усердием. На прошлой неделе удивительная выставка открылась в Центральной городской детской библиотеке — «Зимние узоры вологодского кружева». Более пятидесяти ажурных экспонатов уютно расположились на стенах, столах и стеллажах одного из залов библиотеки. Работы эти настолько тонкие и изящные, что не верится — неужели все это создано руками человека?

Но поверить придется, равно как и удивиться, ведь автор всех этих изящных салфеток, воротничков, перчаток, палантинов и т. д. — учитель начальных классов гимназии № 3 Светлана Владимировна Шитова.

«С чудесами мы встречаемся не только в сказках. Нужно лишь присмотреться — и мы увидим, как они рождаются на наших глазах. Одним из таких чудес по праву можно назвать кружево — тонкое, ажурное, с фантастическими узорами», — начала свой рассказ мастерица, обращаясь к ученикам 3 «А» класса (ее ребята пришли на открытие выставки и особый урок по мастерству).

Светлана рассказала третьеклашкам, как зародилось на Руси кружевное плетение на коклюшках, научила управляться с этими удивительными палочками, а кое-кто из школьников даже попробовал плети кружево. Один из базовых элементов «плетешок» оказался не очень сложным: «Перевить, сплести, подтянуть, перевить, сплести, подтянуть. » Петелька за петелькой — и уже видна кружевная дорожка. Но это, конечно, лишь начало. Учиться такому ремеслу нужно долго и усердно.

Светлана занимается плетением на коклюшках уже более 20 лет. В 1994 году поступила в железнодорожное училище, где была набрана группа по кружевоплетению под руководством замечательного мастера Татьяны Зайцевой, после окончания получила диплом мастера по кружеву в модной одежде, затем педагогический колледж, диплом, работа в гимназии № 3 и первая группа по кружевоплетению, куда пришли 11-летние девочки.

«Участвуя в выставках с ребятами, стала замечать, что все меньше становится участников по кружевоплетению, — говорит Светлана. — Пропадает этот вид плетения у нас в городе, жаль! А ведь техника очень интересная, учит терпению, внимательности, аккуратности, чего так не хватает сейчас современным детям. А удивительный звон коклюшек просто завораживает, хочется слушать их «пение» снова и снова».

Сейчас Светлана Владимировна не ведет занятия в кружке, но зато привлекает к этому виду рукоделия своих учеников — на перемене частенько достает подушку (нет-нет, не для сна, конечно, а для работы) и начинает плести кружево, а ребятня толпится вокруг нее, смотрит-удивляется, кто-то просит попробовать.

Читайте также:  Чесотка симптомы как лечить

Валик, коклюшки и . пластиковый тазик

Для того чтобы начать заниматься этой техникой плетения кружева, потребуется не так уж много. В первую очередь это специальная подушка-валик (у ивановской мастерицы их несколько, отличающихся по размеру — для плетения разных изделий), набитая сеном. У Светланы, кстати, до сих пор сохранилась одна из первых подушек (ей более двадцати лет). Часто подушки кладут на специальные козлы (наподобие тех, что используют для пилки бревен), но опыт показывает, что вращать на них валик не очень удобно, так что в качестве подставки используют обычный пластиковый таз. В него-то и укладывают валик.

Во-вторых, никак не обойтись без коклюшек. Чтобы начать обучение, достаточно двух пар, но более крупные изделия потребуют большего количества палочек (24 пары — стандартный набор). К сожалению, купить их просто так в магазине не получится — не продают. Обычно их заказывают у тех, кто работает с деревом, например в фирме по изготовлению дверей. Правда, некоторым мастерам приходится долго объяснять, что это такое: для многих «коклюшки» — слово непонятное. У Светланы уже есть свой мастер, который знает, что, как и из чего нужно делать. Коклюшки изготавливают из разных пород деревьев (кстати, они и «поют» по-разному — клен, например, более звонко, а береза поглуше) и разной длины (14-17 см), но строение у них всегда стандартное: головка, шейка (на нее наматывается нитка) и ручка.

В-третьих, для плетения кружева необходим сколок — технический рисунок, нанесенный на плотную бумагу. Кроме основных линий будущего кружева, на сколке отмечены и точки, куда потом при работе вертикально втыкаются булавки. Сколок закрепляют на подушечке-валике, но чтобы он «жил» подольше, ведь достать его не так просто (а в прежние времена сколки вообще ценились на вес золота и тщательно прятались), под него подкладывают газетку, кальку или тонкую ткань.

Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка. Так что булавок (речь идет о швейных булавках-гвоздиках) потребуется очень много. Нитки для работы можно брать разные (хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные и капроновые), однако учиться Светлана рекомендует все-таки на толстых хлопчатобумажных, например, ирисе.

В принципе в плетении на коклюшках используется не так уж много базовых элементов и приемов (плетешок, насновка, отвивная петелька, сетка, скань), но с их помощью можно создать уникальные вещи, подобно тому, как в музыке с помощью семи нот рождаются ноктюрн, соната или симфония.

Однако стоп! Всех секретов мы раскрывать не будем — у вас есть возможность посмотреть работы Светланы Шитовой и ее воспитанников на выставке (она продлится до 25 января) и там получить ответы на появившиеся у вас вопросы.

Исторически сложились три основных типа плетеных кружев: численное, парное и сцепное. Численное выполняют без рисунка, по счету нитей (для него требуется всего несколько пар коклюшек). Парное и многопарное кружево выполняется по сколку (это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар). Сцепное кружево также выполняют по сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек.

«Плести кружева очень нравилось — необычно, нежно, воздушно! — рассказывает мастерица. — На момент поступления в колледж я уже имела большой опыт по рукоделию благодаря маме Надежде Валентиновне Калугиной и моему первому педагогу Ирине Константиновне Калашниковой (вязание крючком, спицами, бисероплетение, ковроткачество, макраме, картины из соломки, рисование), однако с коклюшечным кружевом ничего не могло сравниться!»

Ссылка на основную публикацию
Кожный клещ на руках
Что это за болезнь? Демодекоз – это кожная патология, возникающая из-за проникновения и размножения в протоках желез эпидермиса и слизистых...
Когда хочу есть трясутся руки
Глядя на результаты прошедшего игрового дня, лишний раз убеждаешься в том, что лидерство – это действительно бремя. И очень нелегкое....
Когда чешется левый глаз к чему это
К чему чешется глаз: народный сказ на каждый раз Глаза – один самых значимых для человека органов. Ведь благодаря им...
Кожный платный врач
Дерматология Изучение, диагностика и терапия различных заболеваний кожи, а также волос, ногтей и слизистых оболочек. Венерология Лечение и профилактика венерических...
Adblock detector